Эффективное использование пространства (торгового зала) этот один из кирпичиков, на котором строится успех ритейлера. Планирование же торгового зала может оказаться довольно трудной задачей, ведь вам нужно определить как провести покупателя по залу так, чтобы он купил как можно больше товаров.
В этот момент момент в игру вступают планограммы — они помогают расставить товар в соответствии с законами визуального мерчандайзинга и местом на полках.
Что такое планограмма?
Планограмма — это рисунок или схема, в деталях изображающая где какой товар должен находиться (как на плане всего торгового зала, так и конкретно по каждому ряду и полке). Цель — расположить разные группы товаров так, чтобы максимизировать прибыль. На тему создания планограммы у нас есть отдельная статья.

Кроме планирования рядов и отдельных витрин используются планограммы, которые определяют точное расположение отдельного продукта на полке. Например вот так, и никак иначе компания-производитель минеральной воды Боржоми хочет расположить свой товар в гипермаркетах Лента:

Обычно планограмма, является лишь небольшой частью общего плана визуального мерчандайзинга. Планограмма это не универсальный солдат и не святой грааль для магазинов, но эффективный и работающий инструмент.
Особенно актуальны планограммы для гипермаркетов и крупных продуктовых магазинов. Наверняка, прогуливаясь по гипермаркету вы и сами замечали что различые виды товаров находятся всегда в одних и тех же местах и обычно расставлены в определенном порядке — это происходит благодаря планограмме. Сами подумайте: не каждый товар хорошо поместится на любую полку (взять например посуду, для которой нужен специальный стенд).
И конечно маленький магазинчик у дома вполне может обойтись без планограммы. Вся планограмма будет в голове у продавца или владельца магазина.
Преимущества планограммы
Максимизация продаж
Используя планограмму в визуальном мерчандайзинге вы можете собирать данные, о том как продаются определенные витрины или товары. Сопоставление этих данных с точным расположением на полке, может дать вам новые идеи по оптимизации торгового пространства.
Анализируя планограмму и продажи вы сможете узнать наиболее конверсионные места в вашем магазине и расположить там товар, в соответствии с вашими приоритетами.
Планограммы также позволяют разместить товары для увеличения cross-selling. Обращали внимание что обычно хлеб и молоко находятся в самом дальнем углу торгового зала? Продавцы хотят чтобы добираясь до продуктов первой необходимости мы проходили мимо других товаров, таким образом повышается вероятность импульсной (незапланированной нами) покупки.
Максимизация пространства
Аренда торговой недвижимости дорогое удовольствие. Цена квадратного метра зависит от многих факторов (местоположение, размер, срок аренды и т.п.), управляющая компания Hartman заявляет, что затраты на аренду могут варьироваться от 1% до 13% от общих затрат ритейлера.
Учитывая стоимость аренды, эффективное использование торгового пространства, позволит вам вести прибыльный бизнес. Планограммы помогают вам оставаться организованными и определяют цель для каждой области вашего магазина.
Кроме того, планограммы поддерживают более эффективное управление складскими запасами. Хорошая организация процесса означает, что персоналу легче контролировать остатки, поскольку есть место для всего, и всё на своём месте.